Лекция№2.  Законодательство в области природопользования и охраны окружающей среды.  

Права и обязанности в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

1.       Понятие и особенности источников экологического права.

2.       Классификация и система источников экологического права.

3.       Экологические права и обязанности граждан и общественных организаций.

4.        Гарантии и способы защиты экологических прав человека.

 

1.     Понятие и особенности источников экологического права.

Под источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.  Источники экологического права  представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих экологические правоотношения.

 К ним предъявляется ряд общих требований:

а)    содержание нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды должно согласовываться с нормами Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ);

б)    нормативно-правовые акты должны приниматься уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на их принятие;

в)    форма нормативно-правовых актов должна соответствовать статусу принимающих их уполномоченных органов. Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ — постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п. В противном случае нормативно-правовой акт должен быть отменен;

г)    для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят по установленной процессуальной форме правотворчества. Так, например, Конституция РФ считается принятой, если при проведении всенародного голосования за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех избирателей (ч. 2, 3 ст. 135).

Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, принятое по конкретному делу и в отношении конкретных лиц (например, решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранительных работ и т.п.).

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

2.     Классификация и система источников экологического права.

 

 Все источники экологического права можно условно разделить:

 1.     По юридической силе на:

a.     Законы

b.     подзаконные акты

Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом РФ - Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место среди нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относят, прежде всего, Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране); иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные аспекты природопользования. Например, Законом о животном мире предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т.п.

Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

 

2.     По направленности правового регулирования на:

a.     Материальные

b.     Процессуальные

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку и т.п.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения природопользования, являются формой его обеспечения. Так, для получения земельного участка в пользование законом предусмотрена процедура обращения в местные органы исполнительной власти, оформления землеустроительных документов, выбора места отвода, согласования места отвода участка с заинтересованными лицами и т.п.

 3.     По характеру на:

a.     Кодифицированные

b.     Некодифицированные

 К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативные акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. К их числу следует отнести прежде всего Закон РФ об охране окружающей природной среды.

Подавляющее число экологических нормативно-правовых актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы природопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, то есть объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

 4.   По предмету регулирования:

a.     Общие

b.     Специальные

К общим относятся – нормативно-правовые акты, регулирующие, помимо экологических, и иные правоотношения, например: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и т.д.

К специальным относятся акты, регулирующие только экологические правоотношения, например: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и т.д.

 Основополагающим источником экологического права является Конституция Российской Федерации. В статье 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» говорится, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации.

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

1) общие:

§  ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;

§  ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека

§  ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;

§  ст. 10 - разделение властей

2) специальные экологические:

§  установление прав и обязанностей:

§  ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

§  ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

§  природоресурсные нормы:

§  ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль  природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.

§  ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

Для реализации норм Конституции РФ необходима их детализация. Развитие норм Конституции РФ происходит посредством принятия соответствующих федеральных законов. К федеральным законам, регулирующим экологические правоотношения, относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.; Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.; Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.; Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.; Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г. и другие.

В соответствии со статьей 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.  Указы   и  распоряжения Президента  Российской  Федерацииобязательны  для   исполнения  на   всей   территории   Российской   Федерации; они не должны противоречить Конституции   Российской   Федерации   и   федеральным законам.  

В системе источников экологического права указы Президента РФ занимают особое место, так как зачастую издаются по вопросам, законодательно неурегулированным, либо в случаях, прямо указанных в законах. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти   

К указам Президента РФ, регулирующим экологические правоотношения, относятся: Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г.; Указ Президента РФ «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» от 05.05.1992 г.; Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.1993 г.; Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 2 октября 1992 г.; Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 01.03.1996 г, «О Дне Эколога» от 21 июля 2007 г. Указ от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

 Статья 115 Конституции РФ определяет, что на основании и во исполнение  Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов  Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации  издает  постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического законодательства.

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и реализации экологических отношений, а именно:

– разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования природных ресурсов и объектов, земли, земельный налог, а также расходы на восстановление земель и других природных ресурсов);

– управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на земельные участки, реализация прав государственного собственника на другие природные ресурсы);

– осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение правопорядка, прав физических и юридических лиц в области экологических отношений);

– охрана собственности (всех форм собственности на природные объекты, на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования указанными объектами собственности).

В сфере регулирования экологических правоотношений Правительством РФ были приняты следующие постановления: "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" от 12.06.2003г.,  "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" от 16 июня 2000 г.; "Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 3 октября 2000 г.; "Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон " от 12 августа 2008 г.,      «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» от 9 августа 2013 г.,  «О федеральном государственном экологическом надзоре» от 8 мая 2014 г. И др.

В субъектах РФ к числу источников экологического права относятся также нормативно-правовые акты субъектов РФ: конституции (уставы), законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и защиты окружающей среды, а также нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов, регулирующие экологические общественные отношения.  К законам  Республики Дагестан, регулирующих экологические правоотношения, относятся: Закон  от 29.12.2003 «О земле», Закон от 08.02.2011  «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Республики Дагестан», Закон   от 30.12.2013 г. «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан», Закон  от 13.03.2015 г.  «Об общественном экологическом контроле», Закон   от 27.02.1992г.  «Об особо охраняемых природных территориях», Закон  от 29.11.2007    «Об охране и использовании объектов животного мира в Республике Дагестан» и др.   

В регулировании экологических правоотношений нормативно-правовые акты органов местного самоуправления играют незначительную роль, так как эти отношения регулируются на более высоком уровне.  К ведению местного самоуправления относится: организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

3.        Экологические права и обязанности граждан и общественных организаций.

 По мнению М.М. Бринчука, под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.
       По уровню правового регулирования данные права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, кᴏᴛᴏᴩые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие со ст. 15 Конституции РФ  являются составной частью правовой системы России. К международным документам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных ϲʙᴏбод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, к основным (конституционным) правам относят  право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).  Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права  относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Стоит заметить, что они будут правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. 

 Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  в статье 11 закрепляет следующие экологические права граждан:

1.  право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 2. право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области ООС;

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации, должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам ООС и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов ООС;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся ООС, негативного воздействия на ОС, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Нормы, определяющие содержание эколого-правового статуса человека, содержатся также в природресурсном законодательстве.

В ст. 40 Земельного кодекса РФ закреплены права собственников земельных участков на их использование:

1. Собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на: 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.

В п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" закреплены права граждан в области охраны атмосферного воздуха на:

- информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

- участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

- обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них предложений об улучшении его качества.

В пп. 2 и 3 ст. 29 того же Закона закреплены права граждан и общественных объединений на предъявление исков о возмещении причиненного загрязнением атмосферного воздуха вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Иные экологические нормы, характеризующие статус человека, закреплены и в других законах. Так, в ст. 7 Федерального закона "О защите прав потребителей" установлено право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья и окружающей среды.

 Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:

  разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между собой. Экологические обязанности представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения субъектов экологических правоотношений.

К  обязанностям относится надлежащее исполнение природоохранных требований, в том числе по обеспечению экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с ООС. Такие обязанности можно разделить на три группы:

1) основные (конституционные) обязанности человека - сохранять природу и ОС, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции);

2) экологические обязанности граждан как общих природопользователей (п. 3 ст. 11 Закона об ООС):

- сохранять природу и ОС;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства;

3) обязанности граждан по отношению к пользованию отдельными природными ресурсами.

 В отношении лиц, выполняющих определенные виды деятельности,  предусмотрены дополнительные права и обязанности. Так, специальные экологические обязанности установлены:

- для руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на ОС- иметь подготовку в области ООС и экологической безопасности (п. 1 ст. 73 Закона об ООС);

- для собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред ОС, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 Земельного кодекса РФ);

- для членов отдельных объединений, - например, в течение трех лет освоить земельный участок (п. 2.7 ст. 19 Федерального закона от 15 марта 1998 г. "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");

- для граждан и юридических лиц, использующих водные объекты для сельского хозяйства и лесного хозяйства, принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 1 ст. 138 Водного кодекса РФ);

- для лесопользователей при осуществлении лесопользования - вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса РФ);

- для архитектора и юридического лица, имеющих лицензии, при осуществлении архитектурной деятельности- соблюдать градостроительные нормативы, строительные, а так же экологические нормы и правила (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" в ред. 2001 г.);

- для иных лиц, чья деятельность требует специальной регламентации, проистекающей из ее характера.

 

 4.  Гарантии и способы защиты экологических прав.

 

Гарантии экологических прав человека - это система государственных и общественных (в том числе международных) организационно-правовых мер, обеспечивающих реализацию законных прав человека в процессе взаимодействия его с природой.

 Конституция РФ предусматривает систему юридических гарантий экологических прав граждан. К системе таких гарантий относятся следующие процедуры:

-   судебная защита прав и свобод;

-   право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

-   право на получение квалифицированной юридической помощи;

-   право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

-   право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Наличие таких процедур защиты  прав  граждан  является  необходимым условием реализации  декларированных  Конституцией РФ экологических прав.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.  

Существуют две формы защиты экологических прав:  административно-правовой порядок защиты экологических прав и судебная защита экологических прав.

К средствам административно-правового порядка защиты экологических прав относятся:

-   административный контроль в рамках исполнительной власти, в том числе президентский контроль и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

-   прокурорский надзор;

-   контроль представительными органами власти;

- организация приема и рассмотрения жалоб в исполнительные органы власти;

-   судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рамках административной юстиции.

 Судебную защиту экологических прав осуществляют: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые суды; Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ; Европейский суд по правам человека; Международный экологический суд.