ТЕМА 8. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8.1.    Основы налоговой системы

 

В Российской Федерации основы действующей налоговой системы были заложены в 1990 г.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и из­менение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, по­шлины и другие обязательные платежи определяет Налоговый ко­декс РФ. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период нало­гообложения.

Налоговым кодексом РФ введена трехуровневая система налого­обложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень — это федеральные налоги. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодатель­ством, формируют основу доходной части федерального бюджета. Поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддер­живается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов mm кратко —региональные налоги.

Региональные налоги устанавливаются представительными ор­ганами субъектов Федерации исходя из общероссийского законода­тельства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, нало­говые льготы и порядок взимания.

Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиции налогообложения не входит район внутри города.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавлением к доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд, а также Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.

По налогам в законодательном порядке могут устанавливаться определенные льготы. К их числу, например, относятся:

    необлагаемый минимум объекта налога;

    изъятие из обложения определенных элементов объекта налоги;

    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории плательщиков;

    понижение налоговых ставок;

    вычет из налогового платежа за расчетный период;

    целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

Российским законодательством на налогоплательщика возлагается обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги. В этих целях налогоплательщик обязан:

    вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяй­ственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

    представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

    вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере сум­мы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

    в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

    выполнять требования налогового органа об устранении выявлен­ных нарушений законодательства о налогах.

В соответствии с российским законодательством налогоплатель­щик наделен рядом прав и обязанностей, указанных в НК РФ.

 

8.2. Налогообложение предприятий и предпринимателей

Все российские предприятия обязательно имеют государственную регистрацию и зарегистрированы как налогоплательщики с присвое­нием индификационного номера налогоплательщика (ИНН). То есть все предприятия уплачивают налоги. Вряд ли можно создать налоговую систему, которая одинаково удовлетворит как плательщиков налогов, так и государственные органы, ответственные за сбор налогов и фор­мирование доходов бюджета.

Тем не менее, на сегодняшний день накоплен немалый позитив­ный опыт в практике налогообложения и уплаты налогов, выявлены недостатки и узкие места, установлены факторы, снижающие ее эф­фективность.

Система налогообложения хозяйствующих субъектов представлена следующими видами налогов, сборов и платежей:

    налоги, сборы и платежи, включаемые в цену продукции (работ, услуг): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на реали­зацию горюче-смазочных материалов;

    налоги, сборы и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг): выплаты социального характера – взносы в Пенси­онный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обяза­тельного медицинского страхования, а также транспортный налог, налоги в дорожные фонды, земельный налог;

    налоги, относимые на финансовые результаты деятельности пред­приятий и организаций (до исчисления и уплаты налога на при­быль): налог на имущество предприятий, местные налоги и сборы;

    налоги, исчисляемые от прибыли (дохода) предприятий и органи­заций, налог на прибыль.

Налоговые технологии

Решая вопрос о минимизации налоговых платежей, предприниматель и его финансовые менеджеры должны четко знать, на какие льготы и по какому налогу может рассчитывать предприятие. Здесь важен ряд показателей. Обратимся к среднесписочной численности работников. Этот показатель имеет существенное значение для минимизации на­логовых платежей. Его расчет необходим для обеспечения контроля за сохранением прав на льготы, связанные с численностью работников (малые предприятия) либо с удельным весом отдельных категорий работников (пенсионеры, инвалиды) в среднесписочной численности.

Ограничений по виду деятельности предприятию не предусмот­рено. А со льготами по налогу на добавленную стоимость возника­ет принципиально иная ситуация. Здесь нет ограничений по факту трудовых отношений с инвалидами, но есть ограничения по сфере деятельности. Права на льготное налогообложение по НДС лишены предприятия, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую и закупочную деятельность. В данном случае для предпринимателя открывается возможность выбора оптимального варианта на основе расчетов налоговых платежей в различных ситуациях.

Для минимизации налогообложения важно также правильно вы­брать вид договора при оформлении отношений с деловыми партне­рами. Знание особенностей налогового регулирования, свойственных различным договорам, позволяет значительно уменьшить налоговые платежи, оставаясь в рамках закона. Например, платежи малых пред­приятий — лизингополучателей по лизинговым сделкам освобожда­ются от НДС. Следовательно, при приобретении, скажем, оборудова­ния или других инвестиционных товаров малым предприятиям целе­сообразно вместо традиционного договора купли-продажи заключать договор лизинга с последующим выкупом арендуемого имущества.

Заключение договора комиссии или поручения заготовительными, оптовыми и снабженческо-сбытовыми организациями дает возмож­ность избежать общего порядка определения НДС. Вместо разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами, фактически уплаченными поставщиками этих товаров, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, будет определяться в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения, и суммами налога, уплаченными поставщиками и в установленном порядке относимыми комиссио­нером или поверенным на издержки обращения.

Предприниматель должен осознавать, что следует не только вы­брать нужную форму договора, но и правильно оформить и строго следовать ему при выполнении отдельных пунктов.

Другая технология оптимизации налогообложения связана с реа­лизацией преимуществ различных форм объединения предприятия. Большие возможности в этом плане имеют холдинговые компании. Одной из целей создания холдингов в мировой практике является такое распределение затрат между входящими в него структурами, которое позволяет свести к минимуму общую сумму уплачиваемых налогов. Организационно-правовое оформление этой идеи может быть различным. Можно, например, построить цепочку кооперационных связей по производству и реализации продукции, относя ресурсоем­кие операции в сферу деятельности прибыльной структуры. Либо так выстроить кооперационные производственные связи, чтобы основная масса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) приходилась на предприятие, имеющее льготы по налогу на прибыль. Например, это может быть малое предприятие в определенных сферах деятельности в первые четыре года своего существования или предприятие, име­ющее льготы по составу работающих (инвалиды, пенсионеры), и т.д. Идея оптимального с точки зрения минимизации налогов распре­деления затрат может быть положена и в основу договора о совместной деятельности. Прибыльная фирма при этом берет на себя основную часть расходов по реализации совместного проекта, снижая, таким образом, налоговую базу по налогу на прибыль.

В своем стремлении уменьшить налоговое бремя предприниматель все чаще обращает свое внимание на страны, проводящие либеральную налоговую политику. Регистрация предприятий за пределами своей страны (так называемых оффшорных компаний) — достаточно распро­страненная в мире практика. Однако, прежде чем воспользоваться услугами многочисленных посреднических фирм по регистрации оффшора, необходимо досконально изучить налоговое законодательство страны, выбранной в качестве «места рождения» предприятия. Это позволит узнать, какие операции облагаются налогом, а какие осво­бождены от уплаты налога, каковы ставки, льготы и ответственность за неуплату налогов, а также необходимый объем представляемой отчетности. Налоговая политика фирмы должна строиться на знании и грамотном использовании налогового статуса фирмы в выбранной стране. Следует иметь в виду, что безналоговых стран вообще нет, это миф, часто сознательно распространяемый заинтересованными компаниями. Но уровень налогообложения действительно может су­щественно отличаться.

В чем выражается и как реализуется налоговая выгода для вла­дельца оффшорной компании? Например, предприниматель имеет основное предприятие в России и регистрирует фирму в Лондоне. Товар, купленный в России за 1 млн руб., продается оффшорной фирме с минимальной надбавкой. Далее через оффшорную фирму товар про­дается третьему контрагенту значительно дороже, например в 40 раз. Информация остается вне поля зрения налоговых органов страны, где находится основное предприятие.

Подобных трюковых технологий разработано достаточно много, чему, к сожалению, способствует мировая предпринимательская прак­тика. Однако в России действует лицензионный порядок открытия фирм за рубежом, что обусловлено законом о валютном контроле, и для получения лицензии необходимо доказать соответствие деятель­ности оффшорной фирмы интересам Российской Федерации и пройти регистрацию в ЦБ России.

 

                                               

8.3.   Налоговые льготы

Налоговые льготы — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая освобождение от уплаты налогов или уменьшение их размеров.

Налоговые льготы в малом бизнесе содержат льготу в виде осво­бождения от налогообложения прибыли на два года с момента го­сударственной регистрации малых предприятий, осуществляющих производство и одновременную переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народ­ного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строи­тельство объектов производственного, социального и природоохран­ного назначения (включая ремонтно-строительные работы), — при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% от общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Законодательством предусмотрено понижение налоговых ставок малым предприятиям, осуществляющим деятельность в перечис­ленных выше отраслях, в 3-й и 4-й год работы после государствен­ной регистрации. В третий год такие предприятия уплачивают налог в размере 25% от установленной ставки, а в четвертый — 50%. Льгота

предоставляется при условии, что выручка от указанных видов дея­тельности превышает 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Таким образом, государство дает возможность субъектам малого бизнеса успешно функционировать и развиваться после своего от­крытия без уплаты налогов первые два года и с частичной уплатой в 3-й и 4-й годы работы.

Кроме вышеперечисленных льгот существуют другие особенности налогообложения субъектов малого бизнеса.

Например, предусматривается возможность замены на доброволь­ной основе совокупности установленных российским законодатель­ством федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. При этом сохраняется действующая система уплаты таможенных платежей и пошлин, налога на приобретение транспортных средств и владение ими, земельного налога, лицензионных сборов, отчислений в госу­дарственные социальные и внебюджетные фонды.

Организации, занятые производством подакцизной продукции, страховщики, инвестиционные фонды, кредитные организации, пред­приятия игорного и развлекательного бизнеса, профессиональные участники рынка ценных бумаг не подпадают под действие упрощен­ной системы налогообложения.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения может быть:

1.Совокупный доход. Его размер определяется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе произ­водства продукции, работ и услуг материальных ценностей, эксплуа­тационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, на уплату процентов за использование кре­дитными ресурсами банков, а также сумм НДС, уплаченных поставщи­кам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

2.Валовая выручка. Ее величина определяется как сумма денежных поступлений от реализации товаров, работ и услуг, реализации иму­щества, а также внереализационных доходов.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуще­ствляемой деятельности, а также пропорции распределения налого­вых платежей между субъектами Федерации и местными бюджетами устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Федерации.

Еще одна налоговая льгота — единый налог на вмененный доход, уста­навливается для организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица в следующих сферах:

    ремонтно-строительные услуги (строительство зданий, сооруже­ний или их частей; оборудование зданий; подготовка строительного участка; ремонт зданий, сооружений; благоустройство террито­рий);

    бытовые услуги (ремонт обуви, изделий из кожи, меха; пошив и ремонт одежды; ремонт бытовой техники; сервисное обслужи­вание автотранспортных средств);

    парикмахерские, медицинские, косметологические, ветеринарные и зооуслуги;

    консультации, бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги; обучение, репетиторство, преподавание и др;

    общественное питание (с численностью работающих до 50 человек);

    розничная торговля через магазины (численностью до 30 человек), палатки, рынки, ларьки и т.д.;

    автотранспортные услуги (с численностью работающих до 100 че­ловек);

    услуги на коммерческой основе по перевозке пассажиров на мар­шрутном такси;

    услуги по предоставлению автостоянок и гаражей;

    сбор металлолома.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода на основе стати-стическихданных налоговых проверок, атакже оценки независимых организаций.

Сумма единого налога на вмененный доход зависит:

1) от базовой условной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующей определенный вид деятельности в различ­ных сопоставимых условиях;

2) ставки единого налога;

3) повышающих (понижающих) коэффициентов базовой до­ходности, отражающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности), сезонность, вид деятельности, возможность использования дополнительной инфраструктуры и т.д.) на результат деятельности.

Таким образом, учитывая исключительную важность производ­ственного бизнеса для экономики страны, государство оказывает под­держку в развитии всех форм предпринимательской деятельности, в том числе и малого бизнеса, используя регулирующую функцию налогов, которая в свою очередь создает некоторые преимущества субъектам малого бизнеса, тем самым стимулируя его развитие.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как устроена система налогов в Российской Федерации?

2. В чем заключается экономическая сущность налогов?

3. Какие налоговые льготы вы знаете?

4. Перечислите виды федеральных налогов.

5. Перечислите виды региональных налогов.

6. Перечислите виды местных налогов.

7. В какие внебюджетные фонды должно платить взносы юридическое лицо?

8. От чего зависит, какие налоги должно платить предприятие?

9. Какие обязанности у налогоплательщика — юридического лица?